О пользе очистительных техник йоги для похудения

Когда, говоря об очистительных процедурах, перечисляют массу болезней, полученных от загрязненной внутренней и внешней среды, борьба кажется почти безнадежной, ибо после очищения вновь следует загрязнение, которое вновь требует очищения. И что же — так и быть прикованным к этому колесу?

Да, болезни пищеварительного тракта многочисленны и так и норовят подстеречь нас, но жить в постоянном страхе перед ними еще более опасно. Ибо главные причины большинства болезней — все-таки в уме (как говорят простые люди — «от нервов») и лишь проявляются в теле.

Хотелось бы предостеречь от естественного желания «очиститься совершенно». К чему это может привести, ясно показывает пример фанатика очищения. Быть стерильно чистым в кишащем бактериями мире — смертельно.

Ведь, как ни странно, тот же кал не только вредные отходы организма, но и в какой-то мере необходимость для его естественного существования. Кал необходим для тонуса прямой кишки, как защита от дисбактериоза и от изъязвления желудочно-кишечного тракта собственными пищеварительными соками (это особенно касается пожилых).

Налет нечистот на стенках пищевода, желудка, кишок является средой для обитания бактерий, которые могут играть важную роль в поддержании иммунитета. К тому же некоторые вещества поступают в кровь не сразу из перевариваемой пищи, а постепенно, из кала. Конечно, минимального количества каловых отложений без вреда для здоровья достичь можно, однако не коротким лихим наскоком.

Главнейшее терапевтическое достоинство шаткарм — они действительно лечат человека, а не устраняют симптомы его болезней. Но их эффективность медициной в должной мере еще не оценена, скорее, оценивается отрицательно или замалчивается из-за эгоистических и экономических корпоративных интересов ее служителей.

Даже в работах по йога-терапии они описываются не очень подробно. Одну из причин можно угадать: больной зачастую прибегает к помощи йоги как к высокодуховному, таинственному и чудодейственному средству, однако ему предлагают заняться не вычурными асанами и не медитацией, а своим желудочно-кишечным трактом!

Шаткармы усиливают иммунную систему организма, и сопротивляемость болезням возрастает многократно. Важная польза очистительных упражнений — убыстрение обменных процессов в теле. На языке древнеиндийской физиологии это может называться устранением помех течению праны в теле, усилением огня вайшванары («присущего всем людям»), то есть пищеварительного огня. При этом сжигаются многие токсины.

Выборочные исследования панчакармы (аюрведической разновидности очистительных процедур), проведенные в США, показали: после регулярного их выполнения в течение года десять испытуемых стали на 6 лет моложе своего биологического возраста (определялось по целому ряду параметров состояние сердца, уровень холестерина, давление и пр.). Можно предположить, что регулярное очищение с помощью шаткарм ведет к еще лучшим результатам, ибо производится более сознательно и с большим управлением тела.

Для гипертоников (это заболевание сейчас одно из распространенных в мире) многие из очистительных процедур противопоказаны. А ведь они нуждаются в очищении не меньше, даже в сущности больше, чем другие категории больных, особенно если гипертония связана с избыточным весом.

Успешное очищение могло бы избавить их от этой тяжелой болезни. Но выполнение процедур может привести к опасному повышению давления, спровоцировать гипертонический криз.

УЗНАТЬ:  Вегетарианство и его виды

Так как же прийти к результату, минуя опасные подходы? — Прежде всего с помощью правильного сочетания умело подобранных упражнений и очищений.

Начинать нужно с упражнений, снижающих давление: павана муктасана, нади шодхана, шавасана и т. п., потом осваивать мула шодхану, нети, потом очень осторожно переходить к вамана дхаути и т. д.

Руководство квалифицированного учителя здесь весьма необходимо.

Велики также возможности шаткарм в снятии алкогольной, наркотической или медикаментозной интоксикации и лечении некоторых инфекционных болезней.

Там, где общеприняты правила гигиены, есть водопровод, канализация, естественней и проще соблюдать наружное очищение. Отсюда легко сделать шаг к осознанию необходимости внутреннего очищения.

О терапевтических следствиях очистительных процедур достаточно много говорилось. Хотелось бы немного остановиться на психологических следствиях шаткарм и их влиянии на практику йоги.

Трудно, конечно, отделить чисто психологические следствия очищения от физиологических, как трудно, если не невозможно, отделить тело от сознания или, точнее, разделить целое, называемое «человек», на тело и сознание.

Всегда можно сказать: «В здоровом теле — здоровый дух». Но если бы это было только так, тогда бы не обладали способностью переносить тяжелейшие внешние условия и испытания люди, внешне не похожие на Шварценнегера, но обладающие силой веры, твердостью убеждений и только потому — здоровьем, необходимым для достижения высокой цели.

Нынешнее западное научное мировоззрение, несмотря на то что считает психику результатом эволюции материи (обыденно понимаемой как нечто вещественное, телесное), странно недооценивает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и тела.

Хотя явно заметно, что число болезней, относимых к психосоматическим, все более увеличивается, а поиск их причин ведется во все более глубоких областях сознания. Но что-то не видно, например, исследований о влиянии избыточного веса на способность сосредоточения, длительность волевого усилия и т. п., а почти все внимание направлено на выработку норм полноценного питания, развитие диетологии, лечебную физкультуру.

В США сейчас признают основной причиной смертности депрессию, из-за которой бывает запущено громадное количество разнообразных болезней и расстройств, включая ожирение и бессонницу.

Депрессия возникает от напряженного образа жизни в постоянной конкурентной борьбе, конфликтов на работе и дома, от необходимости играть ту или иную (но не свою) роль в обществе, от завышенных желаний и недовольства собой, если они не достигаются… Усталость, физическая или эмоциональная, накапливается, пока не приводит к сбою с явными признаками отравления.

Современная медицина подтверждает наблюдения индостанского учения о здоровье (аюрведы), что затруднения в опорожнении полостей тела вызывают чувства беспокойства и тревожности. Усиленное же удаление отходов ведет к уменьшению этих отрицательных эмоций. Бихарская школа йоги особо отмечает, что очистительные приемы способствуют избавлению от стрессов.

Среди целого ряда расстройств и болезней, устраняемых шаткармами, часто повторяется слово плиха, примерно соответствующее английскому сплину или русской хандре.

Человека с излишней возбудимостью разумный подбор правильно выполняемых шаткарм делает более спокойным, а вялого — более живым и деятельным.

Средневековый текст о йоге «Хатха йога прадипика» особо рекомендует очистительные процедуры тучным и флегматичным людям.

УЗНАТЬ:  Можно ли пить ряженку на ночь при похудении?

Существует еще одна возможность объяснения благоприятного воздействия очистительных приемов тела на сознание выполняющего их.

Если следовать трансперсональной психологии С. Грофа, значительная часть напряжений, неврозов, психозов лежит в подавленных воспоминаниях соприкосновения новорожденного с биологическими нечистотами — своими и материнскими — во время родов.

Для матери процесс вынашивания связан с токсикозами и сопутствующими тошнотами и расстройствами кишечника. Также боль при родах сопровождается непроизвольными отходами газов, моче-испусканием и испражнением, и их связь запечатлевается в подсознании.

Детские воспоминания о строгом приучении к туалету, о желудочно-кишечных заболеваниях (диспепсия, дизентерия и пр.), болезненные и страшные для ребёнка клизмы также оказывают травмирующее влияние на психику человека.

Глубокое переплетение и самоотождествление с биологическими нечистотами служит также основанием для низкой самооценки и отвращения к себе.

Поэтому сознательное удаление отходов ведет к осознанию отличия человека от них и удалению травмирующих впечатлений…

Многие болезни, неясные по происхождению и не поддающиеся медицинскому лечению (например, различные аллергии, псориаз и др.), врачи объявляют наследственными, тем самым оправдываясь в безуспешности лечебных мероприятий. Но осознанное выполнение очистительных приемов может помочь и здесь.

Тело человека следует рассматривать как совокупность множества малых сознаний-клеток. Если они подвергаются порче в результате внешних воздействий или самоотравления, это отражается на более высоких уровнях сознания.

Или так: какая-то часть сознания непрестанно, хотя и для многих неосознанно, следит за тем беспорядком, расстройствами, привычной и потому не замечаемой хронической болью в теле, и это не дает ему возможности подняться до осознания высшей своей природы, «непреходящей, непревосходимой» (Бхагавадгита, 7.24).

Наряду с увеличением сопротивляемости тела различным болезням, шаткармы ведут также к повышению телесной и эмоциональной устойчивости неблагоприятным внешним условиям: погодным, климатическим, экологическим (да и общественно- политическим).

Огромная доля причин таких общественных зол, как курение, пьянство, наркомания, гомосексуализм и т. п., кроется в стремлении подавить эти тревожные импульсы, идущие от внутренних органов, и «забыться». Удаление очагов токсинов и ядов в теле снижает возможности возникновения этих пороков и повышает возможности отказаться от них.

После основательного очищения тела становятся отвратительными курение, алкоголь и некоторые вредные или не полезные виды пищи. И это будет шажком к завоеванию независимости от вредных привычек и от привязанности ума к ним.

От точки зрения во многом зависит и постановка, и достижение цели. В индоарийской традиции эта цель — Освобождение, которому и служит очищение.

«Если есть шуддхи (Чистота), мукти (Освобождение) достижимо и невозможно до него» (Шри Ауробиндо, «Йогическая садхана»),«Только практика подвижничества способна устранить нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями», с удалением которых «возникают телесные совершенства» а также совершенства органов чувств»

– комментарий Вьясы к “Йога-сутре” 2.43.

Сутру 2.40:

«От чистоты — отвращение к собственному телу и нежелание соединения с другими (телами)»

Вьяса объясняет так:

«Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться даже от собственного тела, ибо видящий, что оно остается нечистым и после очищения землей, водой и прочими (средствами), — может ли йогин стремиться к соединению с другими телами также в высшей степени нечистыми?»

Эти выдержки приводятся не для того, чтобы, полный гадливости к собственному телу, читатель, за версту шарахаясь от других воплощенных, бросился к Освобождению, но чтобы ясно представлял, в границах каких целей он будет выполнять очищение, какое психологическое состояние может возникнуть при этом.

УЗНАТЬ:  Толстые руки, или Как убрать жир с рук? Упражнения для похудения рук

Но и обычный человек, производящий очищение ради счастья в этом мире, идет к избавлению от хворей и горестей, связанных с нездоровым телом, к свободе сознательного управления им и более отвлеченной мысли — ибо ум не отвлекается уже на телесные страдания.

Шаткармы, помимо прочего, являются начальным способом йоги для осознания тела: его внутренних органов, связей и взаимодействий их внутри организма.

Так, соленая вода, используемая в шаткармах, делает более чувствительными нервы носоглотки, пищевода или желудочно-кишечного тракта, а это ведет к осознанию их и управлению ими.

По мере роста осознания можно делать ту же шанкха пракшалану, используя лишь наули, или одну из перевернутых поз, или просто сидя в позе лотоса, достигая нужного результата без двигательных упражнений.

В дальнейшем очищение ведет к тому, что становится ненужным внешнее очищение, и главной задачей становится очищение ума, то есть внутреннее очищение.

После выполнения очистительных процедур, особенно таких как сутра нети, капалабхати, вамана дхаути, шанкха пракшалана, человек может заметить некое изменение восприятия: краски мира кажутся ярче, звуки — звонче, запахи — острее, люди — добрее… Мир предстает каким-то омытым, новым, как выписавшемуся из больницы после тяжелой и затяжной болезни.

И тогда, может быть, приниженный обыденными хлопотами и зависимостью от «рационального» мышления человек не будет решительно отметать такие указания йогических текстов, что совершением шаткарм он обретает дивное зрение, дивное слышание, обоняет дивные запахи и т. п.

Очищение тела от ядов ведет к лучшему кровоснабжению мозга, благодаря чему его работоспособность и восприимчивость увеличиваются. Впечатления становятся более острыми и яркими, ассоциации — более быстрыми и точными, эмоциональная и умственная тупость и безразличие сменяются живым интересом к поискам истины и проявлениям жизни.

Аюрведическая «медицина» считает, что, например, техника “Кунджал-крийя” приносит умственное спокойствие. А выполнением техники “Тратака” «лень преодолевается» (Хатха йога прадипика, 2,32). Действительно, после тратаки замечается увеличение работоспособности, живость мысли.

Шаткармы существенно увеличивают гибкость. Иногда могут произойти неожиданные вещи, скажем, прочистили нос или анус, а усилилась способность сгибания позвоночника. Это явления того же порядка, как глазосердечный рефлекс и др., то есть возбуждение нервов какой-либо части тела вызывает реакцию другой, иногда достаточно отдаленной.

После сутры и джала нети дыхательные упражнения становятся легче и длительность задержки дыхания сразу может вырасти на треть.

Удаление же из организма излишнего жира и отходов делает всю систему более чувствительной, а это способствует быстрейшему и менее трудоемкому освоению асан и других приемов осознания тела.

Эта статья об очистительных практиках йоги для похудения перепечатана с сайта http://www.yoga-world.ru/o-polze-ochistitelnyh-priemov/. Условия публикации соблюдены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *