Интеллект и 5 факторов, влияющих на его развитие

Что такое интеллект и как заниматься его развитием? Этот вопрос волнует лучшие умы человечества сотни лет. Об интеллекте написано немало книг и научных работ, тезисы из которых будут описаны в этой статье. Они же помогут разобраться с тем, что же все-таки позволяет человеку отличаться от остальных представителей животного мира.

Как я пришла к тому, чтобы изучать интеллект

С раннего детства мне было интересно наблюдать за тем, как различаются люди и животные в своей модели поведения. Позже, с движением вверх по классам начальной и средней школы стало очевидно, что главное различие между кошкой и мной в том, что у первой отсутствует интеллект, а как следствие – язык, речь, понимание происходящего не на инстинктивном, а на осознанном уровне. Осознание этого повело меня в книги и научные статьи, захотелось узнать – если интеллект есть, то его можно и развивать?

Можно тренировать и выводить свою осознанность на новый уровень? Ответ на этот вопрос порадовал – можно, конечно же можно. Люди давно занимаются деятельностью, направленной на создание тестов, опросников и альтернативных способов индексации IQ (коэффициента интеллекта). Многие, кого личные результаты не порадовали, и те, кому захотелось добиться большего, стали разбираться в том, как возникает интеллект и что влияет на его развития, и я стала одной из них.

Базовые знания об интеллекте

Итак, что же такое интеллект, о котором все говорят? Есть несколько понятий. Во-первых, интеллект – это мыслительная способность человека (именно его!). Совсем просто, но дальше будет сложнее. Интеллект – это также и психическое качество, работа которого состоит в том, чтобы приспосабливаться к ситуациям, не происходившим раннее; в том, чтобы накапливать опыт и применять его в дальнейшей жизни индивида; в том, чтобы использовать такие способности познания, как рефлексию, воображение и прочие.

Психолог Р. Кэттелл выделяет два основных вида интеллекта – подвижный и кристаллизовавшийся (т.е. статичный). Первый позволяет носителю пользоваться аналитическими, логическими способностями, а также дает возможность мыслить абстрактно. Второй вид дает возможность лишь использовать уже полученный в результате познания окружающего мира опыт.

УЗНАТЬ:  Мысли как опора для медитации

Стоит различать два вида интеллекта – наследственный и приобретенный. В первом случае мы можем говорить о совокупности родительских генов, которые повлияют на мыслительные способности ребенка, а во втором – на то, что получится в результате влияния всех факторов, которыми человек будет окружен (и не только).

Влияние интеллекта на человека и человечество в целом

Мы разобрались со значениями всех терминов, о которых идет речь. Остался неясным только один вопрос – зачем интеллект нужен вообще? Наличие интеллекта – это тот фактор, который влияет не на одного человека, а на общество в целом. Благодаря образованию мышления и его развитию человек как вид выделился из других животных и ступил на путь эволюции и образования общества.

Наличие интеллектуальной системы позволяет человеку учиться, выявлять закономерности и отличия, классифицировать информацию, сопоставлять элементы и самое главное – мыслить!

интелект

Если рассматривать интеллект не как единое целое, а как совокупность рабочих систем, то выделятся 4 особенные части:

  1. Логика, рабочая память (тот самый подвижный интеллект).
  2. «Отдел» отбора нужной носителю информации.
  3. Сознание.
  4. Память (кристаллизовавшаяся часть).

Конечно, без ума человек не был бы человеком: не строил бы города, не запускал транспорт, не создавал упрощающих жизнь механизмов и приборов, не образовывал моногамную семью. В целом, без мышления человек не мог бы называться Homo Sapiens’ом – человеком разумным.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта

Среда, конечно, оказывает на интеллект непосредственное влияние. Наименее подвержен ей интеллект невербальный, несвязанный со словесностью, а также восприятие и память. Те человеческие возможности, за которые отвечают периферические системы и которые обеспечивают связь с внешним миром, находятся в постоянном развитии из-за непрекращающегося контакта индивида с окружающей его средой. Американский ученый Роберт Пломин в своих учениях выделял три типа возможных взаимоотношений человека и окружающей среды.

  1. Пассивное влияние – взаимодействие определенных генов и среды неслучайно, оно формируется в результате общей наследственности членов семьи.
  2. Активное влияние – человек создал для себя такое окружение, которое в наибольшей степени помогает ему развивать свои наследственные способности, либо активно его ищет.
  3. Реактивное влияние – реакция среды, в определенной степени влияющая на формирование новых черт личности при проявлении унаследованных человеком особенностей.
УЗНАТЬ:  Польза тыквенного сока для организма человека – основные противопоказания

Кроме этого есть 5 основных факторов, которые наверняка влияют на интеллект:

  1. Наследственность и строение мозга. Доказано, что наследственность влияет на ум даже больше, чем на 50%. Также есть исследования, в которых говорится, что строение мозга и его функционал тоже влияют на мышление. Например, работа лобных долей головного мозга влияет на качество обрабатывания информации и IQ человека.
  2. Рацион матери во время беременности. Оказывается, те мамочки, которые придерживались правильного, насыщенного микроэлементами питания затем могут похвастаться более умными детишками! Не многие знают, что наличие в питании беременной женщины активных веществ влияет на рост мозгового паруса малыша, который в дальнейшем окажет большую службу и будет нести ответственность за развитие и память. Кстати, употребление алкоголя даже в умеренных количествах ведет к плачевному результату и развитию болезней плода.
  3. Воспитание. Человек – это характер, который закладывается до 5 лет, и наложенное на него воспитание. При создании родителями правильной атмосферы, высокого уровня жизни ребенка, при развитии тяги к знаниям как итог получают заинтересованное и умное чадо, которое тянется к книгам и образованию даже без воздействия извне.
  4. Наличие в семье других детей. Проведены исследования, благодаря которым видно, что первенец обычно умнее своего младшего брата или сестры. Скорее всего это связано с материальными и личными возможностями родителей: когда ребенок в семье один, ему уделяется куда больше времени и сил, нежели в противоположном случае.
  5. Заболевания. Ребенок, страдающий синдромом Дауна или фенилкетонурией, будет отставать в развитии от своих сверстников в результате этих генетических заболеваний.

развитие интелекта

Факторы, на которые стоит обратить внимание – социальный и фактор окружающей среды. Именно они в большей степени формируют интеллект и влияют на него в течение всей жизни человека. Фактор окружающей среды – это объем негативного воздействия, полученный в периоды внутриутробного, перинатального (начинающегося от нескольких недель до родов и заканчивающегося спустя неделю после рождения) и последующего этапов жизни ребенка. К последнему относятся: тип питания, контакт с токсичными веществами (например, табачный дым), родовые травмы. К социальным факторам можно отнести, например, воспитание. Отсутствие заботы и тяжелое психологическое состояние ребенка идут во вред его умственным способностям. А тяжелая работа, требующая высокого уровня профессионализма, наоборот. В результате необходимости решения сложных задач мозг учится гибкости и развивается.

УЗНАТЬ:  Мир нуждается в таких, как ты

Подводя к концу свои размышления, хотелось бы сказать, что хоть основы мыслительной деятельности и закладываются в основном в раннем возрасте, но активное ее развитие продолжается вплоть до 20 лет. Если в это время упорно заниматься саморазвитием, не поддаваться негативному воздействию окружающих, то и потом, после 40, когда функциональность умственных способностей пойдет на спад, человек останется развитым и способным воспринимать, понимать и сохранять важную для него информацию, требующую гибкости мозга. Тем не менее, развиваться не поздно никогда: финансирование в образование – лучший способ вложить свои деньги в наиболее полезное дело, в развитие своего мозга. Тренировки и упражнения, работа, требующая активного мышления – все это является лучшим подспорьем на пути к сохранению чистого и ясного разума, способного понять весь мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *