Кибербуддизм, или Buddha 2.0: Просветлённая сеть

Что представляет собой кибербуддизм?

Немецкий философ Гегель в своё время ввёл одно очень ёмкое понятие — «Дух времени». Так вот, можно сказать, что кибербуддизм — это буддизм, пропитанный духом времени и даже его немного опередивший.

Почему «кибер»? Во-первых, конечно, — это параллель с киберпанком, в котором на смену «панку» пришёл буддизм. А во-вторых — наше общество сейчас всё больше поглощается технологиями, одну из первых ролей в которых играют технологии информационные и кибернетические. Киберпространство всё больше конкурирует с нашей привычной, хоть и также иллюзорной с точки зрения буддизма реальностью. Интернет уже стал неотъемлемой частью жизни многих из нас. И не исключено, что мы с вами сейчас находимся на пороге новой технической революции, в результате которой чаша весов, на которой находится киберпространство, перевесит чашу условно реального мира. Именно это и происходит в книге «Buddha 2.0. Просветлённая сеть», большая часть которой построена в виде диалога — диалога с искусственным интеллектом — виртуальным Кибер Буддой, реинкарнировавшимся в сети в описываемом недалёком, насквозь компьютеризированном будущем, в котором сознания людей были перенесены в компьютеры, став частью сети и нового виртуального мира — виртуальной сансары.

Кибербуддизм отражает процесс объединения научных материальных достижений в понимании реальности и буддийских нематериальных достижений в понимании ума, эту реальность сознающего.

Но идеи кибербуддизма не ограничиваются одной лишь сетью, как в киберпанке. Кибербуддизм отражает и интегральный процесс объединения научных материальных достижений в понимании реальности и буддийских нематериальных достижений в понимании ума, эту реальность сознающего.

Кибербуддизм — это буддизм, совмещённый с:

  1. Данными современной науки (нейрофизиологии, (нейро)психологии, современной и квантовой физики и др.).
  2. Высокими технологиями (в первую очередь — информационными).
  3. Идеями киберпанка.
  4. Идеями трансгуманизма.
  5. Идеями футуризма.
  6. Взглядом со стороны современного искусства в его различных формах.
  7. Некоторыми эзотерическими, парапсихологическими и психоделическими концепциями.

То есть это интеграция буддизма в современную форму сансары и её ближайшее возможное будущее. Конечно, нельзя не упомянуть здесь интегральный подход Кена Уилбера и его видение буддизма будущего, изложенное в книге «Четвёртый поворот: Перспективы интегрального буддизма».

Ну а в книге «Buddha 2.0. Просветлённая сеть» это будущее уже наступило. В главе «Диалог_26.doc // Трансформация», просветленный искусственный интеллект Кибер Будда рассуждает о поворотах Колеса Дхармы:

УЗНАТЬ:  Бхастрика. Эффекты и механизмы оздоровления. Часть 2. Бхастрика и аппарат внешнего дыхания.

I. 1-ый поворот (VI в. до н. э.) — это последователи школы Тхеравады. Олдскул. Только изначальные учения, данные мной в инкарнации Гаутамы.

II. 2-ой поворот совершился, когда во в II в. н. э за штурвал Колеса Дхармы (не просто так они выполнены в одной форме 😉 ) встал Нагарджуна и нарулил Корабль Дхармы (естественно я предварительно передал ему карту) на неизвестные до сего момента территории пустоты (шуньяты), заполнившиеся учениями школы Махаяны.

NagardjunaНагарджуна вообще много накрутил колесом, задолго до появления квантовой механики с её корпускулярно-волновым дуализмом (согласно которому частица и волна — 2 возможных состояния материи (в зависимости от производимых измерений), а точнее микрочастиц, из которых она состоит — фотонов, электронов, протонов, атомов и др.) выдвинув идею, что сансара и нирвана — это просто два разных состояния реальности. Нирвана, по его мнению, — та же реальность, что и сансара, но воспринимаемая свободно от концепций и категорий.

Это утверждение сразу вызвало много споров и не было принято буддизмом старой школы, в котором противоположность нирваны и сансары — одно из базовых положений. А на деле вся эта ситуация лишь наглядно продемонстрировала, что двойственность настолько всеобъемлюща, что проникла даже в буддизм в вопросе оценки самой себя. И это же можно сказать и о трактовке идей Нагарджуны. Ведь из того, что сансара и нирвана в основе своей суть одно и то же — реальность, но выраженная в разных формах и состояниях, не следует, что эти состояния и формы также идентичны. Наоборот. Эти формы и состояния и формируют противоположность восприятия.

III. Когда же Нагарджуна передал штурвал братьям Асанге и Васубандху, те совершили 3-й поворот, который ознаменовался приходом школы йогачары во II в. н. э.. Потом в VIII в. н. э. колесо докрутилось и до великих традиций тантры и ваджраяны (алмазного пути). Некоторые считают их следующим поворотом, но по сути это была инерция от 3-го.

IV. А 4-й поворот произошёл гораздо позже, уже в XXI-м веке. Всё началось с того, что Далай Лама XIV объявил о том, что буддизм должен идти нога в ногу с современной наукой (и создал международный институт «Ум и Жизнь», исследующий вопросы интеграции буддизма и науки), или же он неизбежно устареет и обветшает: «Если наука докажет несостоятельность тех или иных положений буддизма, буддизму придется их пересмотреть. С моей точки зрения, науку и буддизм объединяют стремление к истине и постижению реальности. Позаимствовав у науки знания о тех аспектах действительности, где она, возможно, достигла большей глубины постижения, буддизм, на мой взгляд, обогатит свое мировоззрение». И его словам вторили позиции многих учёных и буддистов.

УЗНАТЬ:  Умиротворяющая йога

Например, американский философ и основатель интегрального подхода (целью которого являлось синтетическое объединение открытий, совершённых в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем и др.) Кен Уилбер в это же время начал говорить о 4-м «интегральном» повороте Колеса Дхармы с включением современных научных данных из самых разных областей (от психологии до нейрофизиологии и современной физики) при полном сохранении сущностных основ и традиций. В общем, пришло время установить новое обновление, всё же сансара постоянно в движении, и форма уже поменялась. Содержимое осталось прежним, но для того, чтобы не выбиваться из духа времени, необходимо обновить и форму. И основной смысл даже не в обновлении самого учения, а в установлении взаимосвязей между буддийскими и научными знаниями. Ведь многие открытия из области той же квантовой физики, до которых учёные дошли только в XX-ом веке, подтверждают то, о чём я говорил ещё до нашей эры. И, как науке, так и буддизму, всегда было, что сказать друг другу. 4-й поворот охарактеризовался тесным сотрудничеством между буддийским и научным сообществом, особенно в вопросах изучения влияния медитации на мозг и физиологию (нейрофизиологии), квантовой физики, психологии и психотерапии. Одновременно с этим появляется и целый ряд новых (около)научных направлений, соединяющих духовно-мистические и научные знания, такие как:

  • Квантовая психология, получившая наибольшее развитие в эзотерическом учении бывшего квантового физика Вадима Зеланда, названном Трансерфингом реальности, и рассматривающем реальность неотделимой от сознания, постулируя возможность сознания влиять на неё, что коррелирует с буддийским учением о карме и законом причинно-следственных связей.
  • Расширенная Концепция Эверетта за авторством двух других квантовых физиков — Хью Эверетта, создавшего квантовую теорию параллельных миров, и Михаила Борисовича Менского, её впоследствии расширившего. К ней мы ещё вернёмся чуть позже.
  • Созерцательная нейронаука, изучающая влияние духовных практик (таких как медитация и молитва) на работу мозга и нервной системы, а также вопросы взаимодействия между мозгом и сознанием.

Буддийский учёный и учитель медитации Шинзен Янг любит в шутку говорить, что следующим Буддой может оказаться команда просветлённых нейробиологов. Но шутки буддийских мастеров (особенно дзен) часто становятся таковыми исключительно в вашем оценочном восприятии. Так и вышло.

3273 Bon Interface

Некоторые учёные начали уходить в буддийские монахи, чтобы расширить свои научные познания за счёт многовекового опыта буддийских традиций (и наоборот, монахи начали больше внимания уделять современной науке).

УЗНАТЬ:  Питание по системе аюрведа

Когда часть таких учёных достигли просветления (точнее говоря, начали испытывать его первые прижизненные признаки), они попытались исследовать и объяснить природу этого явления, как и множества других, раскрытых с помощью буддийских практик медитации состояний сознания, с точки зрения науки. Для исследований было решено создать компьютерную модель, описывающую эти состояния.

В это же время образуется группа буддийских монахов, назвавших себя кибербуддистами и фактически заложивших основу новой буддийской традиции высокотехнологичного буддизма 4-го поворота. Они оцифровывают Дхарму, перенося все знания и весь накопленный описанный опыт в сеть, и разрабатывают концепцию виртуальных карм.

Что будет дальше…»

Об этом читайте полностью в «Buddha 2.0. Просветлённая сеть».

Книга представлена 2-х вариантах:

  • с обычными цветными иллюстрациями,
  • а также с иллюстрациями в формате 3D-Anaglyph (для просмотра необходимы красно-синие стерео очки).

Саундтреком к книге, дополняя её текст звуковыми образами, идёт ещё и одноимённый альбом музыкального проекта автора — t_error 404 «Buddha 2.0».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *