Множественный интеллект и другие его разновидности

Интеллект – это здравый смысл каждого человека. Именно благодаря ему мы можем обучаться, познавать новое, работать, производить что-то новое и интересное. Каждый человек уникален, поэтому жить и учиться ему стоит, развивая свои врожденные качества.

История о друге

Решив порыбачить, отправились с друзьями в труднодоступные места на Енисее. Была уже осень, хотелось отдохнуть от городской суеты, побыть один на один с природой. Напарниками оказались два друга, преподаватели литературы из местного ВУЗа. Между собой распределили, кто за что ответственен и кто берет какие вещи. Ехать решили на автомобиле, потом на лодке вверх по реке.

Договорились, что выезжаем в субботу утром, 20-го числа в 8.00 утра. Я и Ваня собрались в условленном месте и стали дожидаться Олега, который, как всегда, опаздывал. Ждали до 9 часов, потом позвонили. Подняла жена, оказывается, Олег еще спит, просто не сработал будильник. Чтобы не терять время на машине поехали к нему домой. Понятно, он собирался в второпях и понятно, что с вечера ничего не приготовил.

Приехав к Енисею, перебрались в моторную лодку и отправились дальше от цивилизации. Разложивши вещи на месте, заметили, что Олег не взял котелка для готовки пищи и половины необходимых продуктов. Бесполезным он оказался и при установке палатки, больше мешал, чем помогал. Не лучше вел себя и во время рыбалки, только запутал удочки и порвал леску. Терпение готово было лопнуть, когда Олег, снимая приготовленную уху, разлил ее прямо в костер. И тут я понял: «Гуманитарий!». Да, это такой человек, который с позиции обычного обывателя ни на что не годится. В общении он был хорошим другом. Но оказался полностью бесполезным в походе.

Винить его не в чем. Он такой от природы. Его естество – литература. Там он мастер. Но для хождения в походы он совсем не подходит. Его можно взять только для компании, для бесед, но никаких обязанностей доверять ему нельзя. И теперь думаю, поняв все это перед походом, его особенности и внутренний мир, насколько было бы легче нам в поездке. И всех этих проблем мы избежали бы, сделав поправку на вербальный интеллект Олега.

Суть множественной теории интеллекта Гилфорда

Интеллект — это здравый смысл, способность учиться и учиться, понимать новые ситуации, выявить связи между явлениями. Американский психолог Х. Гарднер более 20 лет изучал структуру интеллекта и определил семь основных видов:

  • словесный;
  • музыкальный;
  • логико-математический;
  • пространственный;
  • кинестетический;
  • межличностный;
  • внутренний.
УЗНАТЬ:  Пранаяма для начинающих

Все эти виды интеллекта по-разному проявляются в человеческой деятельности, но в основном доминируют два — три типа. Доминирующий тип интеллекта в каждом человеке (или сочетание нескольких из них) создает разнообразие и неповторимость личностей. Интеллект не является постоянным. Человек может развить свои умственные способности. Говард Гарднер не согласен с мнением о том, что интеллект — это общая способность, которую можно измерить с помощью традиционных тестов интеллекта.

интелект

Виды интеллекта

Чтобы больше узнать, как устроен наш интеллект, рассмотрим его основные виды. Это поможет лучше понять того или иного человека и, с учетом его особенностей, получать максимум пользы.

Вербальный интеллект

Вербальный интеллект — это чувствительность к значению слов и их порядку в предложении, к звукам слов, ритму и интонации, их способности изменять настроение, передавать информацию. Именно этот тип интеллекта наиболее характерен поэтам и писателем.

Если доминирует вербальный интеллект, человеку легче всего принять и впитать вербальную информацию, он лучше других улавливает различные нюансы языка, стиля и распознавать в речи выраженное настроение.

Такой человек прекрасно излагает идеи, его словарный запас богат, он любит читать, писать и играть в словесные игры. При обучении таких людей рекомендуется больше использовать упражнений по письменной и устной речи, читать книги, объяснять свои новые идеи другим. Вербальный интеллект можно развивать, рассказывая различные истории, играть в словесные игры, словарные упражнения, решая головоломки и кроссворды, участвовать в дискуссиях и обсуждениях. Вербальные-лингвистические навыки усовершенствуются:

  • путем обмена идеями, дискуссиями в группах;
  • чтением книг;
  • прослушиванием аудиозаписей;
  • созданием диалогов в парах или командах;
  • во время ролевых игр;
  • изучением новых слов, написанием эссе, созданием и решением кроссвордов, словесных игр и т.д.

Логико-математический интеллект

Логико-математический интеллект — способность манипулировать абстрактными символами, хорошо решать логические головоломки, искать причинно-следственные связи. Если доминирует логико-математический интеллект, человек способен различать различные явления через логическую структуру, мыслит абстрактно, через образы, считает в уме, любит точность и работу на компьютере. Такой человек хороший организатор.

УЗНАТЬ:  Очищение организма с помощью голодания

Научившись логико-математическому интеллекту, индивид может найти себе применение при решении логических задач, для выявления связей между отдельными частями обучающего материала. Такой интеллект можно развивать, играя в математические игры, анализируя и интерпретируя технические данные, компьютерные схемы, диаграммы и т.д., т.е. такие задачи, для решения которых нужна последовательность. Логико-математический интеллект развиваем:

  • создавая и решая головоломки;
  • кроссворды (например, судоку);
  • задачи;
  • конкретные планы или идеи по классификации различных типов объектов.

Необходимо также принимать участие в изобретательских конкурсах, в научно-исследовательских проектах.

Пространственный интеллект

Пространственный интеллект — способность хорошо маневрировать в пространстве, строить или визуализировать трехмерные объекты и их проекции, интерпретировать графики, карты и т. Д. Если у человека доминирует пространственный интеллект, то он думает образами, хорошо рисует, лепит, легко читает карты, диаграммы, графики, имеет хорошую зрительную память, хорошо различает цвета.

Для развития пространственного интеллекта используется просмотр научных фильмов, слайдов, моделей, анализ графиков, диаграмм, плакатов. Целесообразно создавать символы, рисовать диаграммы и карты, интегрировать искусство с другими дисциплинами, смотреть и снимать кино, использует периферические символы (различные знаки и плакаты на стенах), менять место работы в комнате, переставлять мебель, кровать и т.д. Способности к пространственным навыкам помогает развивать:

  • рисование;
  • подбор цветов и оттенков;
  • создание и решение головоломок;
  • запоминание цифр;
  • создание коллажей;
  • участие в организации выставок и их посещении;
  • создание логотипов и рекламных плакатов.

искуственный интелект

Телесно-кинестетический интеллект

Телесно-кинестетический интеллект — идеально подходит для восприятия и управления собственным телом, способности его исследовать при движении. Если преобладает телесно-кинестетический интеллект, человек очень хорошо чувствует свое тело, у него прекрасные рефлексы, он быстро усваивает новые движения, замечает издалека движущиеся объекты. Как правило, это золотых рук мастер. Такие люди любят играть, они чувствительны к физической среде, он запоминает то, что на самом деле видел, а не то, что ему сказали. Этот интеллект подходит:

  • при игре в азартные подвижные игры;
  • когда нужна мобильность, частое перемещение, движение, т.е. те виды, где присутствует бег, ходьба или тому подобное.

Очень хорошо для развития данного типа интеллекта помогают постройки моделей для конструктора Lego и так далее.

Музыкальный интеллект

Музыкальный интеллект — способность быть чувствительными к изменяющимся звукам, отличать мелодии, импровизировать и наслаждаться игрой со звуками музыки. Один из примеров обладателей этого интеллекта — Моцарт и другие великие композиторы. Если у человека доминирует музыкальный интеллект, то он чувствителен к голосовому тону, тембру и ритму, эмоциональной силы музыки. Как правило, такие люди духовные.

УЗНАТЬ:  Нужно просто остановиться и оглядеться

Для развития данного интеллекта рекомендуются таким людям создавать свои собственные песни, связанные с учебным материалом, использовать музыку в качестве релаксации. Музыкальный интеллект можно развивать, играя на различных музыкальных инструментах, исполняя различные произведения, занимаясь изучением барочной музыки в фоновом режиме, интегрировать музыку в другие дисциплины, создавать музыку на компьютере. Музыкальные способности будут развиваться, если выполнять задачи, связанные с:

  • танцами, пением, слушанием музыки;
  • игрой в музыкальные игры, определяя на память ноты и произведения;
  • подготовкой музыкальных спектаклей, в том числе с голосом.

Межличностный (социальный) интеллект

Межличностный (социальный) интеллект — умение общаться в сложной социальной среде. Если доминируют межличностный (социальный) интеллект, то человеку легко установить контакт и общаться с людьми, устанавливать с ними контакт, быть всегда в центре внимания, иметь много знакомых. Такой индивид любит групповую деятельность. Он часто выступает посредником в разрешении конфликтов, интересуется социальными ситуациями. Данный вид интеллекта рекомендуется использовать при сотрудничестве с членами группы для решения трудных и спорных вопросов.

В целях развития межличностного (социальный) интеллекта, необходимого выполнить различные задачи вместе с другими членами команды (особенно подходит при проектной работе), создавать такие ситуации, в которых необходимо установить контакты с незнакомыми людьми, помочь учащимся общаться между собой. Эти навыки необходимы при частом взаимодействии с людьми, при работе в команде, организации мероприятий и участием в них.

Внутренний (личный) интеллект

Внутренний (личный) интеллект — способность узнавать себя, чтобы объяснить свои мысли, чувства, эмоции, цели, написать свой психологический портрет, искать ответы на вопросы бытия. Если доминирует внутренний (личный) интеллект, человек характеризуется чувствительностью к своим ценностям, чувствам, знанием своих сильных и слабых мест, отличным восприятием своего внутреннего мира, интуицией, склонностью к самоанализу и индивидуализму. Для развития данного вида интеллекта, человек, прежде всего, должен найти для себя пути для внутреннего развития, эмоционально сопереживать над происходящим, заняться саморефлексий. В этом может помочь, например, ведения собственного блога или дневника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *