Йога и вегетарианство

Йога и вегетарианство у всех на слуху, однако не все знают и понимают, что йогу не обязательно отказываться от мяса и рыбы. Особенно когда речь идёт о йоге для похудения.

Многим знакомо утверждение, что йога и вегетарианство являются синонимами. И что истинный “йог” должен питаться святым духом, божьей росой, травками да кореньями. И немногие задумываются о том, что вегетарианское питание не является неизменным атрибутом йоги.

Те, кто занимаются йогой серьезно и уже видят перед собой сияющий луч просветления, любят вспоминать принцип ахимсы. Мол, насилие над всем живым – это плохо. И поедая животную плоть, из колеса сансары ты не выберешься. А еще эти люди любят жонглировать в разговоре цитатами известных гуру, говорящих о том, что традиция йоги исключает поедание тех, кто бегает, плавает и летает.

Но так ли это на самом деле? Давайте окунемся в эту тему чуть глубже, чтобы сформировать свое мнение на реальных фактах из истории развития йоги, а не на цитатах Фейсбука и Вконтакте.

Жертвоприношения первых йогов

Понятие “йога” впервые употребляется в Ригведе примерно в 1700-1100 гг до н.э. .

И в первом тексте о йоге нет и слова о запрете на убийство и употребление в пищу животных. Наоборот, в одном из гимнов “Ригведы” – “Восхваления коня”, тщательно описан кровожадный ритуал по приношению в жертву коня Тваштры. И это не единичный случай убийства живого существа времён Ригведы. В те времена охотно ели коров, баранов, козлов и буйволов, при этом не обсуждая за обедами и ужинами принципы ахимсы.

Так когда же появилась ахимса, на которой строится близость йоги и вегетарианства?

Эпос “Махабхарата” о вегетарианстве как о ненасилии и отказе от мяса

Внимание принципу ахимсы уделяется в “Махабхарате” – эпосе, который знаком многим духовным искателям.

“Неврежденье всех законов превыше, таково указание старцев” – говорится в “Песне Брамина”.

Однако стоит понимать, что ненасилие это то, к чему можно стремиться, но невозможно практиковать на 100%. В “Повести о Беседе Брахмана с охотником” святой мудрец Маркандея говорит:

“Земледелие считается добрым (занятием), но и тут не обходится без большого вреда: вспахивая плугами землю, люди уничтожают обитающих в ней животных и многое другое <…> Семена злаковых, и прежде всего рис, <…> — все это живое, как тебе кажется? <…> Сколько ни размышляй, не найдешь здесь такого, кто бы не причинял ущерба каким-нибудь живым существам”.

И он же комментирует тему мясоедения:

“Кто принимается за еду лишь после того, как должным образом <…> сделал подношение богам и усопшим предкам, того не осквернит (никакая) пища. Такого (человека) не (порицают) за то, что он ест мясо”.

Получается, что в древних текстах четко прослеживается идея: нужно стремиться к ненанесению вреда, пытаться не причинять окружающим насилие. О том, что святой человек – это тот, кто отказался от мяса, речи не идет.

“А кто связал ахимсу и вегетарианство?” – спросите вы.

Джайны, последователи джайнизма, с Х века до нашей эры использовали эти понятия.

Вегетарианство и джайнизм

В 9 веке до н.э. стали закладываться основы джайнизма. Согласно этой философии, чтобы добиться мокши и освободиться от оков бытия необходимо:

  • развивать мудрость,
  • укреплять самоконтроль и
  • познавать себя.

Джайны не признавали авторитетность вед. Зато они использовали принципы ямы, известные нам благодаря Патанджали: ахимса, сатья, астейя, брахмачарья и апариграха.

УЗНАТЬ:  Польза или вред от сыроедения

Джайны были и есть строгими вегетарианцами, которые не только отказались от употребления мяса, но и носили специальные повязки, не допускающие попадания в рот мелких мошек. Они не занимались сельским хозяйством и не выходили из дома после наступления темноты, дабы ненароком не убить насекомых.

Джайны не обидят даже муху.

“Ну да, это уже крайности” – скажете Вы. – “А что насчет более близкого нам восприятия этих принципов?”.

Император Ашок и “мясная реформа”

На законодательном уровне тема питания и ахимсы была пересмотрена во времена императора Индии Ашока, который правил с 273 года до н. э. по 232 год до н.э..

Этот царь был известен своей жестокостью: ради того, чтобы взойти на престол он убил своих собственных братьев. Желая расширить свои земли, он вёл ужасные войны, во время которых пострадали тысячи невинных людей.

После одной из них, произошедшей в Калинге, он прогуливался по полю битвы, разглядывая покалеченные тела. Именно тогда, когда перед его глазами предстали ужасы последствий жажды власти, он встретил нищего, держащего в руках окровавленный сверток. Тот обратился к нему: “Могущественный царь, раз ты так велик, что смог уничтожить столько жизней, значит, ты можешь вернуть хотя бы одну жизнь – вот этому младенцу?”.

Ашока пришел в ужас от того, сколько бед и страданий он принес. И, испытывая угрызения совести, стал искать способ искупить свою вину. Утешение Ашок нашел в буддизме.

Ходит легенда, что в это учение его привлек ученик Будды – Упагупта.

Скромный бхикшу обратился к царю: “Великий царь! Если сама земля со всеми горами подвергнется разрушению, то что и говорить о твоем царствовании! Великий царь! Стоит об этом подумать”. Ашока, пораженный его мудростью, начал изучать буддизм и дхарму, распространяя их принципы на законодательном уровне.

Ашок запретил охоту ради удовольствия и употребление в пищу некоторых видов животных, повелев высечь на камне свое наставление:

“Раньше на кухне царя Угодного Богам Радующего Взор ежедневно убивали много сотен тысяч животных ради приготовления мясных блюд. Но сейчас, когда записывается это поучение Дхармы, только трех животных убивают ежедневно – двух павлинов и одного оленя, причем, оленя не всегда. А в будущем и этих трех животных не будут убивать”.

За выполнением этих правил следили специальные люди. Но несмотря на это, полного вегетарианства при Ашоке тоже не было.

Эта вегетарианская идиллия продлилась недолго.

Кровавые ритуалы ранней Тантры

Употребление мяса без ограничений снова вошло в обиход благодаря последователям Тантры левой руки.

Приверженцы тантрической йоги используют особый обряд – Панчмакара (“обряд 5М”). Он состоит из преподношений богам, во время которых богам подносят ритуальные жертвы, в числе которых мамса (мясо) и матсья (рыба).

Панчмакара – это не единственный ритуал, где используется плоть животных. Подобные ритуалы использовались в Шакти-йоге.

Те, кому религия позволяет читать о поедании домашних животных, может найти подробные описания таких обрядов в “Девибхагавата-пуране” – важнейшем тексте индуистского шактизма. Там рассказывается о том, как нужно праздновать религиозный праздник Наваратри:

“Те, кто ест мясо, должны принести в жертву животное, <…> буйвола, козла или кабана. Убитые <…> животные отправляются в вечную Сваргу, и нет греха для умертвивших животное ради Нее”.

“Ну ладно, это все допотопные времена!” – возразят вегетарианцы и веганы. “Пусть вегетарианство – это не традиция древней йоги. Но уж пару-тройку сотен лет эти понятия точны неотделимы!”

УЗНАТЬ:  Основные отличия между вегетарианцом и веганом

Не совсем. Почитайте книгу Аббэ Дюбуа “Нравы, обычаи и обряды индусов”. Он написал ее после длительного пребывания в Индии, примерно в конце XVIII – начала XIX века. Там можно увидеть все те же ритуалы, которые никуда не пропали.

Получается, что йог может “лопать” что попало. Такое “кощунство”, конечно же, не укладывается в голове современных вегетарианцев.

Не стоит думать, что тема питания не важна для йоги. Читая описание древних ритуалов, мы видим, что первые йоги обязательно очищали свою пищу молитвами и предлагали её богам. Для чистоты помыслов нужна чистота тела, которая напрямую зависит от питания. Однако чистая пища – это не обязательно вегетарианская пища.

Принципы этики и вегетарианство

Сторонники обобщать вегетарианство и йогу часто делают отсылку к своду этических принципов “нияма”, а точнее, к одному из его принципов – “ахимсе”. Якобы, он напрямую указывает, что причинять вред животным – это недопустимо для йога.

Однако в Йога-сутрах Патанджали, где и была описана современная восьмичастная система йоги, нет конкретных советов по поводу вреда животным.

Указание на то, что ахимса – это рекомендация к вегетарианству, не более чем интерпретация современных мастеров.

Один из первых провел параллель между йогой и вегетарианством Свами Вивекананда (1863 – 1902), сказав, что:

“Яма и Нияма <…> представляют собой нравственные упражнения <…> Йог не должен никого обижать ни мыслью, ни словом, ни делом, и не только человека, но и животных”.

Позже эту мысль развили и другие гуру современной йоги, вышедшие на арену Запада из тени загадочной и таинственной Индии. С высоты своего авторитета они дали собственное толкование неизвестных нам ранее терминов и принципов. И у современного человека возникло ощущение, что эти интерпретации единственно верные. Вот и получилось, что информация о йоге дошла до нас именно в виде нравственных поучений от индийских активистов с отсылкой к античной тюркской философии.

В начале ХХ века история Индии активно переписывалась, чтобы придать истории молодой Индии более древнее происхождение. Не обошла участь быть переписанной и йогу. Йоге борцы за независимость молодой республики Индия приписывали всё хорошее и всё древнее. Переписывая историю йоги, вспомнили и про вегетарианство джайнов.

Вегетарианство в ХХ веке как борьба за этническую чистоту новой Индии

Для того, чтобы понять причины событий и тенденций, необходимо вспомнить политические и социальные условия, во время которых они создавались и развивались.

В начале ХХ века Индия была отсталой страной. В конце XIX века националистические организации в Британской колонии Индостана и отдельные националистически настроенные личности начали борьбу за независимость Индии. Среди них были Дайянанда Сарасвати и Свами Вивекананда. Даянанда Сарасвати проповедовал возврат к истокам, выдвигая лозунг “Назад к ведам”, а Вивекананда активно противопоставлял Индию Западу, заявляя: “Закон Запада – конкуренция, наш закон – каста”.

Данянанда Сарасвати, лидер националистической организации “Арья Самадж”, призывавший к этнической чистоте на Индостане.

Что интересно, Даянанда Сарасвати призывал всех вернуться к ведам, утверждая: “Веды – хранилище Знаний и Истины; они абсолютно непорочны и не сожержат ошибок”. При этом, не смотря на то, что ведийские тексты открыто поясняли пользу мясоедения и описывали кровожадные ритуалы, Даянанда активно продвигал идею отказа от мяса.

Лучший способ сделать любую систему независимой – это создать свод поведенческих правил, которые будут противопоставлять эту систему другим. Поэтому для борьбы за независимость Индии был сделан акцент на мотив традиции, который раскрывался через особые ритуалы, нормы и правила поведения. И хотя деятели того времени зачастую давали свои собственные интерпретации классических текстов, их своеобразная трактовка первоисточников служила благой цели. Они преподносили Индию как страну, которая обладает своими особенными традициями и при помощи этого поднимали уровень патриотизма в обществе.

УЗНАТЬ:  Питание лакто-ово-вегетарианцев

Переосмыслить информацию – это одно, а эффективно распространить её – другое.

Усиление популярности Индии в мире через вегтарианство казалось странной идеей, но это действительно оказалось возможно. Ведь массовый переход на растительную пищу произошел благодаря… хиппи!.

Хиппи за травку

Переписать историю йоги оказалось легко. Чтобы понять, как происходил этот процесс, нужно перенестись в 60-ые годы прошлого века и вспомнить хиппи – яркое молодежное движения тех лет.

Именно благодаря этим ребятам на арену мировой духовности вышли такие необычные учения, как трансцедентальная медитация, Кундалини-йога и сознание Кришны – яркие представители философии новой йоги, ставшей популярной благодаря освободительному движению в Индии.

Авторы этих учений предлагали авторские интерпретации ранних принципов йоги, перекладывали на свой лад йоговские тексты и пропагандировали отказ от мяса.

Йоги Баджан, американский нарколог-реабилитолог индийского происхождения учит хиппи своим упражнениям для преодоления нароктической ломки. Позже упражнения станут известны как “кундалини-йога”.

Благодаря молодежи, которая активно искала новые формы и способы для достижения измененных состояний сознания, современные гуру рекламировали себя и свои знания. Такая реклама быстро принесла свои плоды.

ВИА “Битлз” в гималайском посёлке городского типа Ришикеш (Индия) в гостях у своего нового духовного гуру Махариши Махеша.

Чего стоит история о том, как лидер кришнаитов Бхактиведанта Прабхупада, заручившись поддержкой популярных музыкантов, решил выступить на концерте Mantra-Rock Dance. Естественно, что молодежь, вдохновленная своими кумирами, готова была приобщиться к любому религиозно-политическому движению.

Лидер кришнаитов Прабхупада агитирует на рок-фестивале в 1967 году.

Есть или не есть? Вот в чем вопрос!

Преимущество йоги в том, что она не заставляет нас слепо следовать нормам и правилам, а учит прислушиваться к себе. Ведь даже в практике асан необходимо слушать свое тело. А что уж говорить о питании, которое является неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни!

Поэтому настоящий йог – это не тот, кто начитался книжек известных авторов и живет по указанным там принципам. Это тот, кто относится к жизни осознанно и познаёт себя. Он анализирует, а не слушает чужие трактовки истории, исследует, а не ждет готовых ответов. И если на определённом этапе практики он отказывается от животной пищи, но делает это с полным осознанием такой необходимости.

Вегетарианство не является частью практики йоги и точне не является обязательным атрибутом йоги. Вегетарианство – личный выбор каждого и не обязательно йога.

Вегетарианство работает или нет?

Вы, наверное, обращали внимание на то, как активно вегетарианцы и веганы пропагандируют отказ от мяса и рыбы в начале своей новой диеты? Это указывает на то, что отказ от мяса и рыбы начинает давать положительные результаты очень скоро после презода на новую диету. Однако, со временем эффект ослабевает именно потому, что организм истощает свой запас энергии за первые недели отказа от мяса и рыбы. Эффект от вегетарианства не может длиться вечно только потому, что запаса энергии тела в виде жира хватает на короткое время.

Вегетарианство необходимо для похудения?

Нет. Для похудения необходимо начать понемногу и регулярно ограничивать количество потребляемой пищи, уменьшить жиры и углеводы и увеличить белки в пище, а также активнее заниматься физической тренировкой для улучшения метаболизма и запуска жиросжигания. Также не помешает заняться ментальной тренировкой вроде медитаций и релаксаций йоги для успокоения эмоций, заедая которые мы полнеем.

Записано Анной Тигинян со слов Сергея Воробья (Гималайская академия йоги (Индия)) специально для сайта “Азбука йоги”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *